Роман Чуйков - гитара
Станислав "Стасики" Марков - бас
Николай Лысов - барабаны
Макс "Йорик" Юрак - семплер, скрипка, клавиши
Студия МГСУ (Москва), звукорежиссеры: Сергей Большаков, Татьяна Данилина и Дэн Юровский
Студия "Нева" (Питер), звукорежиссеры: Михаил Кольчугин, Алексей Добровольский
"Пилоту" самозабвенно помогали:
Вокал - Миха Семёнов ("Декабрь"), Настя Макарова ("Ступени"), Шура Конвисер ("Бригадный подряд")
Гитары - Игорь "Игги" Скалдин, Андрей Иванов
Соавторы альбома: отец Николай (в миру Авва Кокурин), Алексей Кулик, Николай Макаров, Ачьюта атма
Хор школы N448
Альбом получился насквозь питерским и по-хорошему злым. Социально злым! Интересно, что, как только начались наезды на свободу слова и рабские попытки ввести цензуру, рокеры снова заявляют свою социальную позицию. Как на заре перестройки, когда ничто не могло утолить жажду свободы. На пресс-конференции, посвященной выходу альбома (в катакомбах ДС «Лужники» после концерта) Илья Черт сетовал на то, что ничего не меняется, все так же в жизни правят бал Страх, Ложь и Воровство. Пафос понятен, а я вот подумал: может, поэтому и музыка не меняется?! Все, кому довелось видеть раннюю АЛИСУ на концертах, увидят массу аналогий и в музыке, и в текстах, заряженных на ключевую ударную строчку, и в позах на концертах, и даже в атрибутике фанатов. Армия АЛИСЫ рядилась в черно-красное, ПИЛОТА - черно-желтое: Армия АЛИСЫ развалилась на два фронта. Первый фронт - мертвые (читай: мертвецки пьяные) анархисты - перешли по наследству к КОРОЛЮ И ШУТУ, а второй фронт - социальные анархисты - нашли прибежище в рядах армии ПИЛОТА. Армией их, правда, называть пока рановато; в лучшем случае, рота наберется. Да и ПИЛОТ пока все-таки пожиже ранней АЛИСЫ будет! А у самого доктора Кинчева теперь в сухом остатке остался не то приход, не то приемный покой...
Кто-то скажет: клон, подражание, копирование уже наработанного другими. Я скажу: традиция. Вот песня «Большой Питерский Блюз»:
На Рубинштейна, 13 я был второй раз рожден...
Т.е. в питерском рок-клубе, где играли и АКВАРИУМ, и КИНО, и та же АЛИСА, и ДДТ. Поэтому альбом и пестрит цитатами из этих групп. Это и есть традиция. Песня про извечную Неродину сама по себе отсылает к ДДТ, но для сомневающихся приводится прямая цитата: «Стойбище, пастбище, кладбище, стрельбище»...
Вот припев из песни «Рок», которая удобно разместилась на первой строке «Чартовой Дюжины» еще до выхода альбома...
Кто-то говорит мне, что я дьявол,
Кто-то говорит, что я пророк.
Но я не собираюсь спорить с вами -
Я просто играю рок.
Давайте заменим слово «пророк» на «король», а «рок» - на «роль», и вот он встает во весь рост молодой Кинчев. ПИЛОТ - «Ждите Солнца», АЛИСА - «Солнце За Нас». Может, кто-то уже успел забыть, а кто-то родился позднее и не застал: Альбом ПИЛОТА - экскурс в недавнюю историю славного питерского рока. Сквозь «Блюз» можно услышать молодой СЕКРЕТ. А «Шнурок» - это не то Шнуров, не то Есенин (тоже рокером, по большому счету, был):
Два слова - строка,
Шнурок с потолка...
Илья Черт плохо относится к группе ЛЕНИНГРАД, но не к Сергею Шнурову. ЛЕНИНГРАД олицетворяет самодовольное жлобье, четвертую голову дракона, с которым сражается наш неутомимый Ланцелот.
Песня «Когда Ты Вернешься»:
Ты можешь перечитать сценарий
И выключить телеэфир.
Ведь проще простого изменить этот мир.
Отсылка к КИНО. Цой вообще-то чурался таких прямолинейных и простых решений, в свою очередь, отсылая нас к Гамлету:
Сможешь ли ты изменить этот мир,
Сможешь ли ты принять, как есть.
Встать и выйти из ряда вон,
Сесть на электрический стул или трон?
Заканчивается этот приятный и ностальгический экскурс собственно ПИЛОТОМ без примесей и заглавной песней «Рыба, Крот И Свинья». Это можно и хочется воспринимать как заявку на то, что они наследники, они следующие. Они пришли!
Надо заметить только, что большинство из тех прежних Ланцелотов, некоторые из которых упоминаются мной на этой странице, сами превратились в Драконов: Может, поэтому ничего и не меняется?!
Иван Чернявский оценивает
Этот альбом положит конец сомнениям. Да, «Пилот» не только последняя надежда русского рока, они еще и его новые герои. После невнятной «Джоконды» и мягкого «Детства» Черт сотоварищи вернулись к самой удачной своей ипостаси - образца альбома «Наше небо». Жесткая прямолинейная музыка, в сочетании с текстами-манифестами и определенная мелодика. От «Сказки о прыгуне и скользящем» досталась концепция стихов, соединяющих альбом в единое полотно.
Пластинка недобрая - посвящена трусости, лжи и воровству. Соответственно, альбом делится на три части, изобличающие эти пороки. Тексты местами простоваты, но сам Черт косвенно признал, что делает музыку для не очень зрелых людей, музыку, из которой вырастают. Тем более что простота «не хуже воровства» в данном случае - ляпы и штампы, даже если есть, в глаза не бросаются. Что касается музыки, то, как и сказано выше, в этом смысле диск очень похож на «Наше небо». Легкие полуакустические номера в середине обрамлены жесткими гимнами.
По большому счету, если закрыть глаза на концепцию, получается мощный и неглупый рок-альбом, вполне невредный для подростков. В трек-листе есть претенденты на попадание в разряд хитов. Песни хороши как для прослушивания дома, так и для жесткого слэма на концертах. Эх, еще бы и звук образца того же «Неба» сюда, ну да это мы с жиру бесимся. А главное, что это все тот же «Пилот» - все фирменные особенности сохранены.
Молодежь получила новое откровение своих пророков. Армия, вероятно, вырастет, как бы сам Черт не протестовал против этого. В его руках сила, демонстрацию коей мы слышим на этом альбоме. Осталось правильно ей распорядиться. Что касается более взрослых слушателей, то утверждать, что им «Рыба, Крот и Свинья» будет так же интересна, не получится. Но в общем контексте, эта пластинка, будучи замеченной, станет одной из главных в 2004 году.
Пилот - едиственная рок группа , которая играет настоящий рок, каким он должен быть в идеале
(ну может ещё и ДДТ)